Основные положения по проведению тренингов

Слово «тренинг» происходит от английского «to train», что означает «учить, тренировать, дрессировать»

Тренинг — это одновременно:

  • интересный процесс познания себя и других;
  • общения;
  • эффективная форма овладения знаниями;
  • инструмент для формирования умений и навыков;
  • форма расширения опыта.

Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой она собралась. Как правило, участники в восторге от тренинговых методов, так как эти методы делают процесс обучения интересным, не обременительно, тренинг для руководителей управление персоналом является одним из интереснейших тренингов.

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные различия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ, и по своей сути является формой передачи информации и усвоения знаний. Зато тренинг, прежде всего, ориентирован на вопросы и поиск. В отличие от традиционных тренинговые формы обучения полностью охватывают весь потенциал человека: уровень и объем ее компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений, к взаимодействию и тому подобное. Конечно, традиционная форма передачи знаний не является сама по себе чем-то негативным, однако в мире быстрых изменений и непрерывного старения знаний традиционная форма обучения имеет суженные рамки применения.

Так же, как и любое учебное занятие, тренинг имеет определенную цель. Ею могут быть:

  • информирование и приобретение участниками тренинга новых профессиональных навыков и умений;
  • освоение новых технологий в профессиональной сфере;
  • уменьшение чего нежелательного (проявлений поведения, стиля неэффективного общения, особенностей реагирования и т.д.);
  • изменение точки зрения на проблему;
  • изменение точки зрения на процесс обучения, чтобы понять, что он может давать вдохновение и удовольствие;
  • повышение способности участников к позитивного отношения к себе и жизни;
  • поиск эффективных путей решения поставленных проблем благодаря объединению в тренинговой работе различных специалистов, представителей различных ведомств, которые влияют на решение этих проблем;
  • активизация общественности по решению актуальных проблем;
  • получения альтернативной гражданской образования.

Тренинг имеет свои «атрибуты». К ним относятся:

  • тренинговая группа;
  • тренинговое круг;
  • специально оборудованное помещение и принадлежности для тренинга (флипчарт, маркеры и т.д.);
  • тренер;
  • правила группы;
  • атмосфера взаимодействия и общения;
  • интерактивные методы обучения;
  • структура тренингового занятия;
  • оценки эффективности тренинга.

Тренинговая группа — это специально созданная группа, участники которой при содействии ведущего (тренера) включаются в интенсивное общение, направленное на достижение определенной цели и решение поставленных задач. Тренинговая группа обычно включает 15-20 человек. Такое количество людей позволяет оптимально использовать время и эффективно обучать людей.

Тренинговые занятия могут быть разной продолжительности: от 1,5-3-х часов (2-4 академических часа продолжительностью 45 минут каждая) до нескольких дней подряд. По продолжительности наиболее удачной формой групповой работы является марафон, то есть проведения занятий продолжительностью 6-8 часов ежедневно в течение нескольких дней. При такой форме работы предполагается большая обеденный перерыв (не менее часа) и два перерыва по 15-20 минут через каждые 1,5-2 часа работы. Во время коротких перерывов участникам целесообразно предложить напитки (чай, кофе, воду, соки и т.д.), можно и легкую пищу (бутерброды, конфеты, печенье и т.п.). Считается, что такой продолжительности перерыва достаточно для восстановления сил участников.

Рабочие места для участников в помещении могут быть расположены по-разному, но целесообразно избегать «аудиторного» и «школьного» стилей. Хорошо, когда стулья для участников располагаются полукругом — это способствует созданию неформальной атмосферы, обеспечивает возможность каждому видеть всех участников тренинга, подчеркивает равнозначность позиций всех участников. Это способствует созданию атмосферы открытости, развития доверия, внимания и интереса участников одного к другу.

Главное, что обеспечивает благоприятную атмосферу для обучения в тренинговой группе, — это правила, которые должны соблюдать каждый участник. Основные из них: ценить времени; вежливость; позитивность; разговор от своего имени; добровольное активность; конфиденциальность; «Стоп»; «Поднятая рука»; обратная связь и т. Правила принимаются в начале тренинга всеми участниками группы и нужны для того, чтобы каждый мог:

  • работать в комфортных условиях;
  • получать информацию самому и не мешать получать информацию другим удобным для каждого способом;
  • откровенно, без опасений выражать свои мысли;
  • позволить себе спонтанные, прежде не взвешенные высказывания, приближать тренинг в реальной жизни;
  • быть уверенным, что предоставленную им информацию используют только в интересах участников.

Тренинг проводит тренер (ведущий), который общается с участниками «на равных», является таким же участником тренинговой группы, как и все остальные участники. Но одновременно он и катализатором всех процессов, происходящих в группе на пути к достижению определенной цели тренинга (для этого он должен понимать настроение каждого участника). Тренер отличается от других участников тем, что:

  • владеет информацией о обозначенной темы;
  • знает методику проведения тренинговых занятий;
  • умеет работать с аудиторией и владеет методикой обучения взрослых и детей;
  • владеет навыками ведения тренинговой группы (регулирует групповые процессы, знает, как заинтересовать участников, снять напряжение, направить группу на конструктивное решение проблемы и т.п.);
  • постоянно повышает свой тренерский потенциал;
  • знает методы оценки результатов тренинга и умеет их применять;
  • знает об отсроченных результаты влияния тренинга, как ожидаемые, так и неожиданные.

В тренинге широко используются методы, направленные на стимуляцию взаимодействия участников. Все они объединяются под названием «интерактивные техники» и обеспечивают взаимодействие и собственную активность участников во время динамического учебного процесса.

интер (лат. inter) — префикс, означающий пребывания между чем-то, кем-то;

актив (лат. actus) — приводжу в рух;

интерактивный — движение, происходит между объектами: внешними — между отдельными людьми, внутренними — движение, активность, происходит в самом человеке и которая приводит к изменениям ее взглядов, мыслей, поведения и т.

Проведение тренинга происходит по определенной структурой. Типовая структура, цели и задачи тренинга вместе служат основой для составления плана его проведения. Такой план может иметь различные формы (таблица, перечень последовательных действий, схема и т.д.), но принципиально то (и это следует хорошо усвоить будущему тренеру), что план тренинга следует составить обязательно. Естественно, это не означает, что тренинг пройдет полностью так, как было запланировано, однако план поможет тренеру соблюдать основных вопросов, которые должны быть проработаны в ходе работы группы, иначе невозможно достичь поставленной цели тренинга. Во время тренинга непременно возникает много побочных тем для обсуждения, и каждая из них оказывается более или менее привлекательной для участников. Однако их обработки служить другим целям. Между тем срок занятия всплывать, и обязательные вопросы могут остаться не рассмотренными. Поэтому именно заблаговременно составленный план поможет придерживаться выбранной темы, добраться желаемой цели.

Итак, тренинг — это:

  • группа, которая помогает стать каждому ее участнику более компетентным;
  • процесс, в ходе которого участники вступают во взаимодействие;
  • процесс, в центре которого есть проблема и ее понимание участниками группы, а не компетентность ведущего по данной проблеме;
  • обучение, во время которого активность участников выше, чем активность ведущего;
  • обучение, дает участникам удовольствие, активизирует их, стимулирует интерес к познанию;
  • обучение, результат которого достигается во взаимодействии всех участников тренинга;
  • открытие участниками в себе новых возможностей, ощущение того, что они знают и умеют больше, чем до сих пор думали о себе;
  • возможность открытия других людей, обучение через взаимодействие с ними, понимание того, на что способны люди, от которых раньше не ожидалось ничего интересного;
  • возможность в безопасных, с одной стороны, немного искусственных, а с другой — приближенных к реальности условиях взаимодействия с другими людьми достичь желаемых изменений.

Содержание, процесс и метод в тренинге

Общение участников в ходе тренинга охватывает две составляющие: содержание и процесс. Содержание тренинга — это тематика (идеи, вопросы, закономерности явлений), изучается во время работы. Процесс тренинга — это то, как взаимодействуют участники тренинга во время учебы, какую атмосферу создают, какие роли играют, как влияют друг на друга.

Метод тренинга — это то, каким образом организовано обучение (дискуссия, работа в составе малых групп и т.п.), как происходит процесс усвоения содержания тренинга.

Для исчерпывающего понимания взаимосвязи ключевых понятий тренинга — метод, содержание, процесс — достижение профессионального умения оптимально использовать их и управлять ими, тренер должен хорошо ориентироваться в чувствах человека, который попадает в группу других людей, процессах групповой динамики, структуре группы, проблемных ситуациях , возникающие в группе.

Что значит для участника тренинга быть в группе

Для каждого человека ситуация попадания в любую группу в определенной мере волнующей, потому что человек в группе стремится одновременно реализовать два взаимно противоположные комплексы соображений, психологических установок: с одной стороны, она естественно стремится к объединению с себе подобными, а с другой — так же естественно, к выделению себя среди других.

Человек склонен к объединению и взаимодействия с другими для того, чтобы достичь собственных целей: конкретных, которые дают ощутимые результаты на вопросы, которые объединили группу, и общих — безопасности, защиты, уважения и любви со стороны окружающих. Человек склонен к отстранению от других для того, чтобы не отождествляться с ними, не чувствовать давления, сохранить собственную индивидуальность, неповторимость, свободу и независимость.

В связи с таким единством и борьбой противоположностей каждый участник группы взволнован (как правило — подсознательно) тем, как объединить различные стремления: быть вместе, но избежать опасности поглощения другими; сохранить собственный внутренний комфорт, но в состоянии объединения с другими, к тому же реализовать это без ущерба для себя. Необходимость решать подобные вопросы создает у участников группы определенную психическое напряжение (осознаваемую или неосознаваемую), и ее последствия могут быть как отрицательными, так и положительными.

Тренинг: формы и методы

Люди учатся по-разному: кто лучше усваивает материал, когда читает его, другие — когда слушает, а кто-то — в процессе практических занятий. Тренер, подает материалы различными способами (разнообразит формы и методы обучения), имеет большие возможности обеспечить потребности аудитории и закрепить изученное.

Выбирая метод преподавания, следует учитывать: уровень знаний участников по данной теме; какими учебными средствами подкрепить излагаемый; размеры группы (интерактивные формы эффективнее меньшего количества участников); ресурсы, в том числе времени и пространства (деление на малые группы требует больше времени и пространства, чем работа всей группой) условия помещения (фиксированное расположение рабочих мест затрудняет передвижение и изменение конфигурации).

Способы формирования группы. Вообще, существует два способа формирования групп — для работы в составе целой группы и для работы в составе малых групп. Каждому из них присущи свои особенности.

Работа в составе всей группы. Занятия в составе группы предполагает, что все участники сидят вместе, а их внимание сосредоточено на лидере группы. Такой вид работы, как правило, применяется:

  • во время начального приветствия и вступительной части ежедневных занятий;
  • когда надо выслушать одного или нескольких выступающих, в частности при чтении лекции или проведение коллективной презентации перед аудиторией;
  • при обмене результатами работы, выполненной в составе малых групп;
  • в конце тренинга для подведения итогов и завершения сеанса.

Преимущества групповой работы состоит в том, что с информацией и опытом могут ознакомиться все члены группы. Кроме того, существует возможность легко давать инструкции сразу всем участникам. Важно также, что отдельные участники могут сразу активно участвовать в обучении, чувствуют ограничения возможностей усвоения материала, им легче адаптироваться к условиям тренинга в большой группе.

Работа в малых группах. В отличие от занятий в составе всей группы, когда люди преимущественно пассивными получателями информации, занятия в малых группах предполагает активность участников, их оживленную взаимодействие друг с другом, выработки ими собственных идей и выявления творчества в других формах. В процессе работы в составе малых групп целесообразно иметь двух тренеров: они смогут уделить больше времени, помогая каждой группе, и вносят в процесс различные личные качества и опыт, обогащая материал, который преподают.

Метод малых групп удобен в применении, когда участникам нужно:

  • познакомиться друг с другом;
  • посмотреть материал, представленный на лекции
  • решить задачи, поставленные тренером;
  • спланировать, как представить информацию другим группам в форме ролевой игры
  • отдохнуть, научиться взаимодействовать, адаптироваться среди незнакомых людей.

Существует немало способов организации малых групп, количество людей, у которых, как правило, колеблется от двух до восьми. Если количество членов превышает восемь, им становится трудно всем одновременно принимать участие в работе и, соответственно, легче выключиться из нее — при этом группа, как правило, распадается на подгруппы. Способ формирования групп будет зависеть от вида работы, которой они должны заниматься.

Группы обсуждения. Они создаются для стимулирования мышления и выработки идей, связанных с определенной темой. Например, если целесообразно определить темы, которые люди хотели бы изучить глубже или о которых они хотели бы узнать больше. От участников группы обсуждения не требуется решения проблемы или завершения составления перечня задач. Оптимальный размер группы обсуждения составляет 4-6 человек. Обсуждение должно быть относительно коротким — примерно десять минут. Участникам группы обсуждения тренер должен четко объяснить цель обсуждения. Если этот метод предполагается применять достаточно часто — нужно менять состав группы после одного-двух обсуждений (некоторые группы подбираются удачно и хорошо работают вместе, другие — нет).

Пара. Задача, предназначенные для пар, необходимо подбирать очень тщательно. Они должны быть короткими, чтобы участники не могли зайти в тупик, если пары не сработаются. Попарно удобно работать:

  • во время выполнения вступительных ознакомительных упражнений;
  • во время обучения друг друга, когда один участник, уже обладает определенными навыками, учит другого;
  • когда люди на основе личных симпатий выбирают себе пару для решения таких задач тренера, которые удобнее выполнять вдвоем, например, для участия в упражнениях, где нужно выполнять две различные роли и тому подобное.

Тройки. Малые группы в составе трех человек особенно полезны, когда нужно, чтобы два человека взаимодействовали между собой, а один наблюдал за ними и делал замечания. Члены малой группы из трех человек распределяют между собой роли оратора, слушателя и наблюдателя. В такой тройке выступающий рассказывает тему, слушатель реагирует на речь согласно с тренерским заданием, а наблюдатель не участвует в разговоре. Он лишь наблюдает и записывает свои замечания ( «взгляд со стороны»), а в конце упражнения комментирует впечатление от услышанного. Взаимодействие выступающий-слушатель длится, как правило, от 5 до 10-и минут. Наблюдатель комментирует течение 5-и минут. Обычно в таких упражнениях члены тройки поочередно меняются ролями в определенном порядке, чтобы каждый из них побывал во всех трех ролях.

После выполнения этого упражнения тренер собирает участников троек в одну группу, чтобы обменяться опытом. В зависимости от количества участников группы и имеющегося резерва времени тренер может не собирать всех вместе, а провести обсуждения, объединяя участников нескольких троек (по две, три тройки и т.д.).

Лекции. При этой форме обучения лектор, который большую часть времени находится в передней позиции относительно аудитории, представляет информацию сразу всем участникам. Этот метод, как правило, используется, чтобы донести новую информацию одновременно к большому количеству людей в условиях, когда слушатели имеют слабую подготовку или вообще не имеют базовых знаний по определенной теме. Продолжительность таких лекций может быть до одного часа, иногда и больше.

Следует помнить, что во время лекции аудитория пассивно воспринимает информацию, поэтому мнения людей могут отклоняться от темы, если лекция длинная, представленная информация не соответствует теме, лектор читает материал не слишком динамично. Поскольку во время лекционных занятий возможности для взаимодействия между лектором и аудиторией крайне ограничены, лектор и слушатели не могут быть уверены в том, что толкуют содержание лекции одинаково. Естественно, хорошо подготовлена ​​и прочитана лекция больше заинтересует аудиторию, чем такая, когда лектор плохо ориентируется в теме, смущается или стесняется или, что особенно негативно влияет на интерес аудитории, читает текст лекции слово в слово за конспектом, а не оживляя ее, не поддерживая контакт с аудиторией глазами.

Мини-лекции. Мини-лекции отличаются от полноформатных лекций значительно меньшей продолжительностью. Обычно мини-лекции не превышают 10-15 минут и используются для того, чтобы кратко донести новую информацию до многих людей одновременно; рассказать, как выполнять определенные действия, которые впоследствии будут осваивать сами участники в ходе практических упражнений; подытожить результаты работы малых групп для всей аудитории.

Мини-лекции часто применяются как части целостной темы, которую желательно выкладывать полноформатной лекцией, чтобы не утомлять аудиторию. Тогда информация предоставляется по очереди несколькими отдельными сегментами (мини-лекциями), между которыми применяются другие формы и методы обучения: периоды вопросов — ответов, упражнения на проверку усвоения материала, рухавкы, работа в составе малых групп и тому подобное.

Презентации. В отличие от лекций, которые дают знания по многим аспектам определенной темы, их взаимосвязи с целью создания целостного, теоретически обоснованного взгляда на определенное явление, презентации направлены на предоставление новых результатов, новой информации по конкретному, достаточно узкого, практического аспекта темы , которая является предметом обучения. Успешная презентация требует от того, кто ее проводит:

  • заранее потренироваться в проведении презентации, чтобы выглядеть и чувствовать себя уверенно;
  • заранее организовать все необходимые условия для проведения презентации (подготовить рабочее место, средства наглядности — плакаты, слайды, демонстрационную аппаратуру и т.п.);
  • в ходе работы периодически спрашивать аудиторию по понятности новой информации, поддерживать постоянную обратную связь;
  • проявлять гибкость, быть готовым к непредвиденным обстоятельствам, ведь презентована новая информация для кого-то может оказаться такой, что отрицает его устоявшимся взглядам.

Коллективные презентации. Это такая форма представления материала, когда несколько (три или больше) человек вместе (по очереди) сообщают информацию аудитории. Согласно указаниям ведущего, который регулирует очередность выступлений, каждый представляя делает доклад определенной продолжительности (обычно до 15-20-и минут). Как правило, каждое сообщение посвящено какому-то одному из нескольких аспектов (измерений, взглядов) одной темы.

В основном в конце коллективных презентаций предусматриваются вопросы аудитории каждом докладчику.

«Мозговой штурм». Этот метод тренингового обучения применяется как для обсуждения всей группой участников, так и в малых группах. Его цель — сформулировать как можно больше идей на заданную тему. «Мозговой штурм» проводится в два этапа: на первом этапе определяют идеи, на втором их оценивают. Обычно используется большое школьная доска или листе флип-чартного бумаги, где один из участников (или помощник тренера) записывает идеи так, чтобы все могли их видеть. Это стимулирует мышление и удобно для отбора лучших идей в ходе оценки на втором этапе.

Часто бывает полезно для формулирования идей распределить участников по малым группам, а затем объединить их для дальнейшего обсуждения и оценки в составе всей группы. Для эффективного мозгового штурма полезно также выделить два типа идей, предложенных участниками, — таких, которые кажутся на первый взгляд, наиболее вероятными для реализации, и наоборот — самыми невероятными. Такое распределение может быть продуктивно использован для начала обсуждения и оценки идей. Использование самых невероятных ответов побуждает людей рассматривать вопрос с разных точек зрения, вводить нестандартный подход и учитывать оригинальные взгляды.

Стимулировать выработку идей можно и другим способом: записать несколько различных, но взаимосвязанных вопросов по теме обсуждения на отдельных листах флип-чартного бумаги (или на бумаге плакатного формата) и развесить их на стенах аудитории. Тогда участники, передвигаясь по кругу между этими листами, записывают на них свои идеи.

Анализ ситуационных упражнений. Ситуационная упражнение — это реальная ситуация, представленная группе для анализа. Она может быть заимствована из опыта тренера, коллег, из литературных описаний, свидетельств очевидцев. Тренер также может сам описать реальную историю, которая имела место в жизни. С помощью этого метода можно проводить анализ реальных ситуаций, определять в них ключевые проблемные вопросы, формулировать идеи о возможном решения таких ситуаций. Но следует помнить, что применение метода ситуационных упражнений потребует от тренера значительных затрат времени на подготовку, тем больших, чем сложнее рассматриваемая ситуация.

Анализ критических случаев. Это метод подробного рассмотрения какого-то одного события с целью осознания опыта, формулирование выводов и планирования действий, которые могут дать положительные изменения в будущем. Для такого анализа участники должны иметь определенные базовые знания по теме обсуждения, чтобы легко приводить примеры и формулировать идеи во время выполнения упражнения. Темы для обсуждения может предложить тренер или сама группа в процессе мозгового штурма.

Ролевая игра. Это эффективная учебная методика, которая должна быть хорошо продумана и организована, чтобы обеспечить положительное влияние.

С помощью ролевой игры можно:

  • приобрести опыт использования определенных навыков в игровой ситуации;
  • проанализировать альтернативные способы действий, идеи, предложенные для выполнения задания игры, изменения ситуации к лучшему;
  • отработать на практике определенные виды поведения в безопасной среде перед тем, как начать их применение в реальной жизни;
  • обрести уверенность в своих силах во время практических действий или репетиции определенного события;
  • закрепить усвоенный материал путем обеспечения обратной связи;
  • добавить в учебный процесс элемент развлечения.

Ролевые игры, как и многие другие игры и тренинговых упражнений, относящихся к интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение предполагает использование различных видов активности участников тренинга: физической (двигательная активность); социальной (активность в социальном окружении-коммуникация, взаимодействие, взаимовосприятие) содержательной относительно тематики тренинга. В соответствии с тем, какая активность доминирует в игре, такая задача и решать в тренинге игра, упражнения. Например, если будут применяться физические упражнения, не связанные с содержанием тренинга, то они будут выполнять роль разминки, служить средством оживления группы.

Что нужно знать, чтобы провести игру. Для успешной работы тренеру следует иметь собственный «тренерский портфель», быть хорошо знакомым с различными играми (знать цель игры и ее принадлежность к соответствующему классу интерактивных методов), уметь проводить игру в соответствии с требованиями к ведущему тренинга.

Преимущества и опасности интернативних игр. Все преимущества содержатся в самой игре, все риски связанные с неуместности применения определенной игры к конкретной тренинговой ситуации (ошибки выбора метода) или неправильного проведения выбранной игры. То есть опасность интерактивных игр связана только с некомпетентностью тренера.

Авторы: В. Бевз, А. Главник